О себе >> Статьи о психологии
Статьи на психологическую тематику

В данном разделе собраны статьи разных лет, посвященные вопросам психологической гигиены и психологического здоровья.

 

Ю.А.Ващенко

Телесное здоровье и чувственная реальность

       Все болезни от нервов - гласит непререкаемая житейская мудрость.  И наш повседневный опыт подтверждает ее. Сильные волнения и неприятные переживания не только  мешают  спокойно  работать  и наслаждаться жизнью, но могут стать причиной серьезного телесного недуга. Заболевания, на возникновение и течение которых оказывают влияние наши чувства и эмоции,  называют психосоматическими. Причины таких расстройств указаны в самом названии:  телесные, соматические заболевания возникают и развиваются под влиянием психических факторов.

      Нет такой  системы в организме,  которая была бы независима от  динамики  психологической  жизни,  поэтому  психосоматические расстройства могут затронуть любой орган.  На сильный стресс сердечно-сосудистая система может отреагировать гипертонической  болезнью,  дыхательная - бронхиальной астмой, пищеварительная - язвенной болезнью.  Психосоматическими расстройствами  разных  форм страдают до 30%  населения, причем по некоторым данным в развитых странах этот показатель выше,  чем в  развивающихся.  Современная медицина способна снять симптомы заболеваний и облегчить страдания пациентов, однако ей не под силу устранить источник заболевания, нормализовать психологическую жизнь больного человека.

      Как часто нам приходится слышать рекомендации типа - "Избегайте стрессов",  "Не волнуйтесь", "Поменьше неприятных переживаний".  Советы такого рода могут быть выполнены теми, кто действительно  умеет волноваться и не волноваться,  когда надо - переживать,  когда не надо - не переживать. Однако большинство людей не знают,  где  у  них находится выключатель переживаний и волнений.

Когда же они пытаются найти его и воспользоваться им,  то переживают и  волнуются  еще сильнее.  Попытки проконтролировать эмоции могут быть более дестабилизирующим фактором для душевного  и  телесного здоровья, чем сами эмоции.

      Умение переживать,  распознавать и выражать свои эмоции необходимо любому из нас.  Чувства представляют нам  информацию  об окружающем мире,  которая зачастую оказывается более достоверной, нежели полученная при помощи анализа и логики.  Большая часть наших политических деятелей говорит разумные и правильные вещи, опровергнуть которые рациональными способами подчас невозможно. Однако мы не доверяем им,  мы чувствуем к ним презрение, ненависть, и практика показывает,  что наши чувства обоснованы.  Мы видим на лицах этих политиков, слышим в их голосах нечто такое, что мешает поверить в искренность их намерений.  В этом случае наши  чувства дают более верную оценку происходящего,  чем наш рассудок. Конечно,  глупо во всем полагаться на мимолетные переживания и быстротечные  эмоции.  Мы говорим о другом,  о том,  что чувства должны быть осознаваемыми.

      Неприятные эмоции гнев,  страх, обида - обычно быстро вытесняются  из поля нашего сознания.  Если эти эмоции являются для окружающих признаком слабости или дурного тона,  то мы  изо  всех сил будем стараться их не проявить.  Обычные приемы в этом случае - напускное равнодушие или маскировка при помощи  другой  эмоции.

"Я  презираю,  презираю  Вас!"  - крикнула графиня и заплакала от обиды и разочарования". Играть в эти игры можно до бесконечности, отстаивая собственные  далеко  идущие планы в бесконечной войне с окружающими или, забавляясь  на  остановке, в ожидании  автобуса.

Изощренность ваших приемов и то,  насколько вы отдаете себе отчет в происходящем будет говорить лишь о зрелости  вашей  личности  и уровне умственных способностей.

      Гораздо более неприятные вещи происходят, если человек попросту не умеет распознавать и выражать свои эмоции.  Американские психологи назвали такое явление алекситимией,  а французские психоаналитики - "операторным" мышлением.  Алекситимия буквально означает "неспособность говорить о чувствах". Люди, у которых обнаруживается эта  неспособность,  даже не подозревают,  что в нашем насквозь материалистическом мире существует такая себе реальность как эмоции и переживания (кстати,  не всегда неприятная). Они хорошо приспособлены к жизни и  невероятно  прагматичны.  Критерии, которыми они пользуются в своей жизни сводятся к эффективно-неэффективно, полезно-бесполезно.

      Конечно же  этим людям доступны переживания удовлетворения, они могут отличить приятное от неприятного.  Однако они не сумеют отличить вину от стыда, выразить гнев или обиду. Мир их переживаний содержит только два цвета - черный и белый.  Остальные  цвета для них непонятны и кажутся излишними.  Самое интересное, что окружающие,  близкие такого человека могут не замечать, что ему чего-то  не хватает,  что он не "такой как все".  Алекситимики (те, кто страдает от алекситимии) могут  успешно  приспосабливаться  и демонстрировать  те  реакции,  которых от них ждут окружающие.  В нужном месте нахмурят брови или изобразят  интерес  на  лице.  Их неспособность обнаруживается в неоднозначных ситуациях, когда рациональный анализ оказывается бессильным ответить на вопрос:  Какую же эмоцию они должны продемонстрировать окружающим?     Несложно выказывать лояльность к начальству, дружелюбие к соседям  и  неодобрение мелким хулиганам.  Гораздо труднее проявить нежность к ребенку,  если на самом деле ее не  испытываешь.  Дети очень  чутки к фальши в чувствах.  Богатые подарки и материализованная забота будут восприниматься ребенком как попытка отделаться от него. Невозможно вступить в глубокий эмоциональный контакт, если в твоем распоряжении нет той неуловимой субстанции,  которая является предметом этого контакта. К сожалению понимание ценности чувств недоступно алекситимикам, они попросту не умеют их переживать.

    Конечно же это не мешает многим из тех, кто страдает от алекситимии,  бать высокими профессионалами в своем деле или занимать достойное место в обществе.  Их интеллект может быть развит  выше среднего  уровня,  поскольку  он  должен компенсировать дефицит в эмоциональной сфере.  К чему же тогда все наше обсуждение? Почему мы  говорим об алекситимии как недуге?  Может быть,  не испытывая всей гаммы переживаний,  человек чувствует себя гораздо спокойней и  комфортней в этом мире?  Не преувеличиваем ли мы роль чувств в нашей жизни?       Нет, не преувеличиваем.  Обнаружилось, что проявления алекситимии тесно связаны с  возникновением  психосоматических  расстройств. Американские  психологи  установили,  что  психосоматики (те, кто страдает от психосоматических заболеваний) хуже  распознают свои  эмоции  и с трудом их выражают.  Богатство чувственной сферы, умение с ней обращаться является существенным для телесного, соматического здоровья. Эмоции не пропадают бесследно, не исчезают из психологической жизни человека. Если им не удается пробиться в сознание нормальным путем, через переживания, то они находят свое выражение на языке тела.  Органы и  системы  организма предоставляют им возможность рассказать о себе.

    Язык тела пока еще мало изучен и  довольно  противоречив.  Мы можем  лишь  догадываться  какие  эмоции скрываются за конкретным симптомом.  Можно лишь предположить, что повышенное давление (гипертония) обозначает скрытую враждебность, симптомы язвы символизируют желание быть накормленным и любимым,  бронхиальная астма - сдавленный крик о помощи. Возможно симптомы выражают не одну, отдельную эмоцию,  а целый  комплекс  переживаний,  сгруппированных вокруг определенной темы.  Выяснить это - задача науки.  Однако в любом случае гораздо безопаснее для здоровья,  если чувства могут найти  свое  выражение  напрямую,  и не опосредуются болезненными симптомами.

    Причины алекситимии точно не установлены.  Однако есть веские основания считать,  что умение узнавать и выражать  свои  чувства закладывается в детстве, в семье. В некоторых случаях алекситимия вызвана необычайно интенсивными неприятными детскими переживаниями.  К таковым относятся прежде всего детские страхи смерти.  Естественно, что чаще всего они иррациональны, но для ребенка такие страхи  очень  даже  реальны.  Если интенсивный страх завладевает сознанием человека,  то это может поставить под угрозу его психическое  здоровье.  Чтобы избежать таких травмирующих переживаний, детская психика как бы возводит мощные защитные сооружения,  стены, не припускающие не только сильные страхи, но и вообще все переживания.  Психическая защита блокирует все эмоции одновременно, при этом человек лишается своей чувственной реальности.

    Многие оказываются неспособными обращаться со своими чувствами просто потому, что их этому не научили. В нашей культуре очень важным считается контроль  над  эмоциями.  "Не  позволяй  эмоциям брать верх  над  разумом".  На практике это означает - не выражай свои чувства открыто, подавляй сильные переживания и ты сохранишь благопристойный вид.  Не  всем  удается  провести  различие между контролем над эмоциями и подавлением чувств,  вытеснением  их  из своей жизни, полным блокированием. Контроль кажется недостаточной мерой, чувства все равно остаются,  и  каждый  раз  с  ними  надо что-то делать. Радикальные способы всегда кажутся более действенными, поэтому с водой часто выплескивают ребенка. Контроль оборачивается полным запретом на эмоции и чувства.

      Нашим вечно занятым родителям гораздо проще сказать мальчику, что настоящие мужчины ничего не боятся или никогда не плачут, чем  признать,  что  все  чего-то боятся и часто хотят заплакать.

Второй путь представляется  более  утомительным  и  небезопасным.

Придется объяснять, почему надо скрывать свои переживания, почему некоторые эмоции считаются постыдными.  Для  этого  нужно  время, внимание и уважение к чувствам маленького человека. Мы не столько учим наших детей,  сколько сами учимся у них. Когда ребенок спрашивает о смысле некоторых социальных запретов,  то в поиске ответов мы можем открыть нечто,  что сами от  себя  длительное  время скрывали.  Почему  папа такой злой дома и такой добрый на работе? Почему родители улыбаются соседям, а потом говорят про них разные гадости?       Такие вопросы  надо  решительно пресекать,  они есть угроза стабильности и заведенному порядку. Ничего не надо объяснять, дети должны  строго следовать указаниям и не задавать лишних вопросов. Неважно, что мальчик которому вдалбливают, что страх и слезы недостойны настоящего мужчины,  начинает думать,  что ему никогда не стать настоящим мужчиной.  Или же перестает ощущать  страх,  а вместе с  ним гнев,  удивление и радость.  Главное,  что родители смогут спокойно заняться своим любимым делом, и ничто не потревожит стабильности  в семье.  В некоторых семьях существуют табу на определенные чувства,  выражать их и просто переживать - запрещено. Никто не смеет быть недовольным папой, потому что он так старается для нас.  Нельзя злиться на маму, потому что она очень нас любит и всегда заботится о нас.  Нам никогда не может быть скучно или грустно, потому что родители делают все, чтобы наша жизнь была интересной и веселой. Тот, кто нарушает табу просто какой-то неправильный, потому что не понимает очевидных вещей.

      Чувства, которые мы испытываем,  настолько же реальны, как и предметы,  с которыми мы соприкасаемся, которые мы видим и слышим. И если внушать ребенку,  что его стыд, страх или гнев "нехорошие", что  хорошие  дети  их не испытывают,  то таким образом ставится под сомнение  существование  внутреннего  мира  ребенка.

Мальчик или девочка перестает доверять своему Я,  которое "неправильно" реагирует на происходящее, чувствует не то, что положено, не соответствует требованиям ситуации. Единственный выход для ребенка забыть о таком досадном недоразумении как собственное  Я, вытеснить и подавить чувства.  Главным ориентиром становятся социальные нормы и стандарты,  именно ими измеряется ценность происходящего внутри.  В результате мы получаем чрезвычайно прагматичного человека,  который не умеет обращаться со своими чувствами и ,как выяснилось, подвержен риску психосоматических заболеваний.

      Все в этом мире взаимосвязано.  Чувства человека  важны  не только для его психологического благополучия,  но и для телесного здоровья. Именно поэтому они требуют  бережного  и  внимательного отношения, их нужно осознавать, а не вытеснять или подавлять. Неосознаваемые переживания становятся угрозой  для  психического  и физического здоровья.  Если  не научить ребенка распознавать свои эмоции, и что не менее важно, выражать их, то в последующем у него могут возникнуть серьезные проблемы не только во взаимоотношениях с близкими, но и с собственным телесным здоровьем.

(1998 г.)

 

 Ю.А.Ващенко

             О  психологических защитах

Расхожая фраза "Мы живем в век стрессов" похоже уже ни для кого не является открытием. Действительно в нашем лучшем из миров мы постоянно сталкиваемся с затруднениями, проблемами, которые вынуждены решать с большей или меньшей последовательностью. Редко кому удается делать это с удовольствием, гораздо чаще проблемы вызывают неприятные чувства, подавленное настроение (на то они и проблемы). Результатом чрезмерных напряжений становится стресс.

 Для того, чтобы восстановить равновесие и баланс, наша психическая организация обладает целым рядом защитных механизмов. Собственно об этом и предлагаемая вашему вниманию статья.

 

Так называемый "нормальный человек" практически в любой проблемной ситуации мспользует психологическую защиту. Последняя есть система мер, направленная на стабилизацию личности. Цель любой психологической защиты - устранение или сведение к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги.

 

Впервые термин "защита" был применен в 1894 году Зигмундом Фрейдом в работе "Защитные нейропсихозы". Понятие использовалось для описания борьбы "Я" с болезненными или невыносимыми мыслями и аффектами. Изучение психологических защит проводилось прежде всего силами психоаналитиков. Поэтому чтобы уяснить сущность психологической защиты, необходимо вспомнить основные посылки психоанализа.

В самом общем виде психическую организацию человека можно представить как состоящую из трех основных частей: Сверхсознания (Суперэго), Сознания (Эго или Я) и Бессознательного (Ид или Оно). Суперэго является своеобразным набором правил, норм, указаний, наставлений, которые вбиваются в неокрепшие юные сердца и головы в процессе воспитания ("Ты должен быть настоящим пионером", "Делай все хорошо, а то будешь таким как твой отец", "Девушка должна быть порядочной" и так далее). Бессознательное, считают психоаналитики, является бездонным вместилищем человеческих инстинктов, желаний, чувств, влечений, проявлять которые "цивилизованному", воспитанному человеку либо совсем нельзя, либо можно, но в строго определенной "культурной" форме. Желания и влечения, которым не удается найти соответствующей "культурной" формы выражения, подавляются, особенно часто это происходит с сексуальными желаниями.

 

Оставшаяся часть личности - Эго или Я - ответственна за наше повседневное существование. Именно Эго принимает решения, испытывает чувства, задумывается о будущем. Содержимое Я полностью осознается человеком, в то время как содержимое Ид и Суперэго либо совсем не осознается, либо становится доступным осознанию в результате кропотливых усилий. Эго оказывается в незавидном положении. С одной стороны ему необходимо подбирать достойное оформление мощным инстинктивным импульсам Ид, с другой соответствовать жестким и категоричным требованиям Суперэго.

 

Корни наших тревог и неудовольствий психоанализ видит в несогласованности этих трех частей человеческой личности. Когда Я слишком жестко подавляет естественные желания, когда Суперэго постоянно обвиняет и требует, тогда человек чувствует себя подавленным, виноватым, неудовлетворенным. Для того, чтобы избежать неприятных чувств, поднять самооценку и чувство самоуважения Эго вынуждено принимать защитные меры. Именно такую активность имеют в виду, когда говорят о психологической защите. Я любого человека оправдывается, доказывает что-то самому себе, повышает собственную самооценку.

 

Психологическая защита происходит, как правило, автоматически, то есть без участия нашего сознания. Сам процесс требует массы психической энергии, а результатом его является подавление негативных эмоций и чувства неудовлетворенности. Однако проблема, которая вызвала неприятные эмоции не решается, все остается по старому, просто человеку удалось на время оправдаться перед самим собой. Поэтому конфликт Эго с другими частями личности может повториться, и в этом случае защитные механизмы опять будут введены в действие, и опять Я будет ограждать себя от негативных переживаний, воздвигать защитные сооружения.

 

Мы рассмотрим лишь некоторые из психологических защит, наиболее распространенные и узнаваемые. Всего же в психоаналитической литературе встречаются описания более 15 психологических защитных механизмов.

 

Подавление. Происходит, когда из сферы сознания исключаются мысли, чувства, желания , причиняющие боль, стыд или вызывающие чувство вины. Эго стремится исключить их из сферы сознания, поскольку такие влечения могут не согласовываться с требованиями морали или представлением человека о самом себе. Подавляются мысли и желания, имеющие, прежде всего, сексуальную окраску. Половое влечение к родителям, сестрам и братьям, лицам своего пола - вот примеры подавляемого психического материала, которые обычно встречаются в психоаналитической литературе.

 

Подавление часто проявляется как обыкновенная забывчивость. Под действием этого механизма человек может забыть, например, о некоторых своих обязанностях, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Забываются долги, дни рождения людей, которых мы не хотим видеть, рутинные семейные обязанности. Часто подавляются воспоминания о досадных происшествиях, ссорах, унижениях, неудачах. Если какой-либо отрезок жизненного пути заполнен особенно тяжелыми эмоциональными переживаниями, то воспоминания об этом этапе жизни могут стереться из памяти. Естественно, что попутно человек старается забыть все, что так или иначе связано с неприятным опытом. Так, например, исчезают из нашей памяти малознакомые люди, которые были свидетелями наших унижений или некрасивых поступков.

 

В голливудских фильмах и в латиноамериканских сериалах часто обыгрываются сюжеты, связанные с амнезией (потерей памяти). Например, ребенок стал невольным свидетелем жуткой и бесчеловечной сцены насилия или зверского убийства. Увиденное настолько потрясло его, что даже простое воспоминание об этом эпизоде жизни становится невыносимым, оно просто несовместимо с его представлениями об окружающем мире, с нормами Суперэго. Для того, чтобы защитить свою целостность и не впасть в безумие, Эго ребенка подавляет все, что так или иначе связано с пережитым. Таким образом из детской памяти могут уйти родители, родственники, место, где жил ребенок. Однако реальность постоянно напоминает о том, что когда-то произошло какими-то незначительными переживаниями, случайными деталями, невыразительными подробностями. Став уже достаточно взрослым, человек будет испытывать при этом необъяснимую тревогу, беспокойство. Его могут мучить депрессии, которым нет рационального объяснения.

 

Что произойдет в дальнейшем с этим человеком? Сможет он освободиться от тяжкого эмоционального бремени или ему суждено до конца своих дней воздвигать новые плотины на пути деструктивных чувств? Наверное многое зависит от самого человека, от его душевного мужества и готовности встретиться с самым ужасным и отвратительным. Для того, чтобы стать целостным и здоровым, Эго человека должно вернуться к травмирующим воспоминаниям и пережить их вновь, какими бы тяжелыми или невыносимыми они не были. Повторное проживание неприятных событий зачастую принимает очень эмоционально насыщенные формы, но человек при этом ощущает некое внутреннее освобождение, очищение. Это то, что древние греки называли катарсисом. Конечно, такие сильные, отрицательно заряженные переживания могут быть небезопасными для психического здоровья человека, поэтому лучше если рядом будет находиться психолог-специалист, который облегчит боль и поможет справиться с трудностями.

 

Проекция. Состоит в том, что человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в самом себе. А те отрицательные эмоции, которые могли быть направлены против себя, теперь ориентированы на других. Мы проецируем собственное отрицательное содержание на других, это помогает "понять" почему нас "не любят, не уважают, и просто ненавидят". Эго удается таким образом сохранить необходимый уровень самоуважения, оправдаться перед Суперэго. Не я грублю, хамлю окружающим, а они, будучи хамами и грубиянами по своей природе, провоцируют меня отвечать адекватно на их действия. Например, человек ненавидит кого-либо, но, проецируя на него свое чувство, вместо "я ненавижу тебя" этот человек может утверждать обратное: "Ты меня ненавидишь !"

 

Судить окружающих по себе - самое привычное проявление проекции. Поступая таким образом, мы получаем необходимое оправдание для, подчас неприглядных, мыслей, чувств, поступков. Сексуальные импульсы собственного бессознательного нам бывает легче приписать другим, чем обнаружить их у себя.

 

Особенно опасны проявления проекции (для окружающих конечно), если человек, практикующий ее, является лицом при должности. Вспомните знаменитое "Вы что дураком меня считаете?" Мы то может и не считаем, но сказавший это наверняка приписывает собственные мысли нам, и при этом еще и обижается. Или, допустим, начальник обвиняет своих подчиненных в безответственности и разгильдяйстве, сам ничего не предпринимая. Вместо того, чтобы осознать в себе не слишком привлекательные черты, такой начальник начинает бороться с подчиненными, наказывать их за свои же собственные грехи.

 

Самое удивительное в проекции - то, что если долго обвинять и осуждать окружающих, приписывать им немыслимые грехи, то они в конце концов будут вести себя в соответствии с вашими суждениями и оценками. Срабатывает механизм "самосбывающегося пророчества". Причем чаще он срабатывает в случае негативных предсказания. Если относиться ко всем окружающим как к подлецам и негодяям, то рано или поздно они будут вести себя с вами низко и недостойно.

 

Следующая довольно распространенная психологическая защита - рационализация. Суть ее в том, что человек изобретает вербализованные и, на первый взгляд, достаточно логичные, интеллектуальные схемы и построения, задача которых - объяснить, оправдать свои неудачи и беспомощность. Рационализация от конструктивного обдумывания ошибок отличается тем, что не указывает человеку пути выхода из неблагоприятной ситуации, она просто оправдывает неумение или нежелание человека измениться. "Я такой, каким меня сделали общество, семья, воспитание и т.д. (можно добавить все, что угодно). Аргументы для рационализации выбираются преимущественно подсознательно. От сознательного обмана рационализацию отличает непроизвольная мотивация и убежденность субъекта в том, что он говорит правду.

 

Рационализация защищает нашу самооценку, поддерживает ее на терпимом для нас уровне. Зачастую человек прилагает громадные усилия, затрачивает уйму времени для того, чтобы доказать себе, что он не такой уж плохой. А если и плохой, то в этом не его вина, а если и его, то теперь-то он уже никак не может измениться в лучшую сторону. А если и может измениться, то при этом он наверняка потеряет свою уникальность и неповторимость и не будет уже тем, кем он является сейчас. Такие интеллектуальные игрища можно проводить до бесконечности, загоняя самого себя в угол, "делаясь несчастным без посторонней помощи". Особенно эффективны такие маневры, если окружающие действительно чувствуют вину за то, что ты такой. Умело спекулируя на чувствах и притворяясь вечно обиженным, можно извлечь из окружающих неплохие дивиденды.

 

Уже говорилось, что психологические защиты не осознаются человеком, их использующим. Они срабатывают автоматически, действуют жестко и неповоротливо, забирают много психической энергии. Под действием защитных механизмов восприятие реальности, окружающей человека, может искажаться, отдельные ее фрагменты вообще игнорируются. Человек живет в обедненном мире, который приносит ему боль и страдания. Жизнь кажется скучной и бесцветной, она теряет смысл, потому что слишком много сил уходит на то, чтобы отгородиться от реальной жизни, чтобы защитить самооценку и чувство собственной важности. Но все эти меры способны дать лишь кратковременную передышку истерзанному Эго, после чего ему вновь необходимо оправдываться, вытеснять, забывать. И так будет происходить до тех пор, пока человек не осознает собственные защитные механизмы и причины их возникновения. Публикуя данный материал, мы надеемся на то, что предоставляем вам возможность распознать собственные психологические защиты и таким образом освободиться от их диктата. 

(1997г.)

 

 

Телефоны: (097) 414-27-97, E-mail: orglab@orglab.kiev.ua
Copyright ©2012 orGLAB inc.